![]() |
![]() Позади еще один год. Для лесного хозяйства страны он стал важным этапом к переходу |
![]() |
![]() Идеи реформирования лесного хозяйства давно витали в умах лесоводов. |
![]() |
![]() Публикации под рубрикой "Специально для "БЛГ", переданные из офиса ООН в Минске |
![]() |
![]() Листая альбомы Белорусского государственного архива кино-, фото-, фонодокументов, мы наткнулись на фотографию 30-летней давности. |
![]() |
![]() Для экономики Беларуси год был, наверно, самым трудным. Останавливались предприятия, замораживались стройки. |
![]() |
![]() Посетить эту примечательную во всех отношениях, "африканскую" ферму посоветовал директор Пружанского лесхоза Владимир Панасюк. |
![]() |
![]() Логойский район. Наша Швейцария, как патетично любят ее называть при всяком удобном случае. |
Замечено, что человек, побывавший в лесу, начинает к нему тянуться всей душой, и наступает время, когда без него уже не может жить: полюбит навсегда. Бывая в лесничествах, наблюдал эту особенность. Некоторые мои знакомые по 30-40 лет работают мастерами, лесничими или рабочими и ни один из них не заявил, что надоело. В чем тут дело? Чем притягивают человека сосны, ели да березы? Трудно ответить. А вот лесничий Шкавского лесничества Октябрьского лесхоза Н. И. Гриневич так мне говорил:
- Лес - живой организм, он чутко улавливает изменения в природе, отношение к нему человека. На заботу, доброту лес ответит тем же, ну а причиненный ему вред не пройдет бесследно. Я однажды видел, как от выстрела ружья вздрогнули ветви елей... Красив лес в тихую погоду: дышится легко, свободно, слышишь голоса птиц... В любую пору года бывать в лесу и замечать прелесть дубрав, боров, перелесков - настоящее наслаждение.
Николай Иванович имеет полное право на такое утверждение. Он 43 года верой и правдой служит лесу. Влюблен в него. С детства. Тяжелое послевоенное время... Война Коле врезалась в память намертво. И тем, что фашисты полностью сожгли его деревню, и тем, что мать с двумя дочерьми и сыном (отец ушел на фронт) загнали в известный нечеловеческим обращением лагерь смерти Озаричи (они чудом выжили), и как жили на хуторе в нищете...
- Лес нас спасал от голода (летом грибы, ягоды), а зимой от холода,- говорит Гриневич.- А мы, малышня, без леса и дня не могли прожить.
Может быть, с тех пор и появилось бережное отношение к живому деревцу. Но больше всего, пожалуй, повлияла на выбор профессии удивительная семейная традиция.
Правда, путь в лесоводы был долгим. Закончил школу механизации, а в тот год появился клич: " Молодежь, на целину!" Пахал обширные поля в Октюбинской области. Там поступил в сельхозтехникум и еще два года трудился в колхозе " Комсомолец". Но всей душой тянулся к родному дому и часто скучал, не видя милых берез, сосен, елей, дубов. Чувствовал, что ни бескрайние степи, ни богатые урожаи и приличный заработок не смогли его удержать навсегда на целинных землях. Возвратился в 1962 году и сразу пошел в лесники Ратмировского лесничества. После учебы в Полоцком лесотехникуме трудился мастером, лесничим. И вот уже 22 года в этой должности.
- Пошло шестое поколение Гриневичей- лесоводов,-- порадовался Николай Иванович.
Потом пояснил: бывший командир роты Гриневич Иван Тимофеевич, прошедший войну, как говорится, от звонка до звонка, возвратясь домой, снял мундир с 11 наградами и пошел работать лесником. Прожил 94 года. А его отец Тимофей также был лесником, ушел на пенсию и несколько лет трудился в этой должности, прожив более ста лет.
Но этим не исчерпывается династия лесоводов Гриневичей. Младший сын Эдуард-- помощник лесничего (у отца), дочь работает бухгалтером, а ее муж-- лесник.
- Такая семейственность не влияет на службу? - поинтересовались мы у Николая Ивановича.
- Нет, что вы! Наоборот, заставляет каждого из нас к делу относиться строже, проявлять больше доверия, быть уверенным, что ни сын, ни зять не подведут, выполнят задания честь по чести. Мы ведь ветви одного дерева. Оно растет, и надеюсь, кое - кто из внуков, возможно, пойдет по нашей стезе.
Фото автора
Автор: Анатолий СМОЛЯНКО, "БЛГ"